Центробанк России введет «тревожную кнопку» в банковских приложениях для борьбы с мошенничеством

Центробанк России анонсировал новую инициативу, направленную на защиту клиентов от мошеннических действий. С октября 2025 года все крупные банки должны будут внедрить в свои мобильные приложения функцию «тревожной кнопки», позволяющую клиентам мгновенно сообщать о подозрительных операциях.

Глава регулятора Эльвира Набиуллина объявила об этом на форуме «Кибербезопасность в финансах», подчеркнув, что текущий процесс подачи жалоб на мошенников является сложным для большинства клиентов. Существующая практика показывает, что лишь треть пострадавших успевает обратиться как в банк, так и в полицию одновременно, что затрудняет расследование преступлений и оставляет мошенников безнаказанными.

Новая инициатива направлена на упрощение обращения клиентов за защитой, так как на данный момент многие просто не имеют времени или терпения на заполнение множества форм и ожидание в очередях. При помощи «спецкнопки» клиент сможет без лишних усилий подать жалобу и ответить на запрос банка о том, была ли конкретная операция мошеннической.

Согласно данным Центробанка, в 2024 году сумма мошеннических операций составила рекордные 27,5 млрд рублей, что на 74,4% больше по сравнению с прошлым годом. Основная часть похищенных средств принадлежит физическим лицам. Набиуллина также отметила, что некоторые банки искажали статистику связанных с мошенничеством данных, что затрудняло анализ ситуации и выработку эффективных мер.

Недавно участники форума выразили поддержку новой инициативе, отмечая необходимость повышения финансовой грамотности среди населения, что может снизить риски для граждан в будущих финансовых операциях.