Правительство запускает пилотный проект по онлайн-продаже товаров с возрастными ограничениями через биометрию

Правительство России объявило о планировании пилотного проекта, который позволит осуществлять продажи товаров с возрастными ограничениями на маркетплейсах с использованием биометрической проверки возраста. Соответствующее поручение было направлено вице-премьером Дмитрием Григоренко в ключевые министерства и ведомства, такие как Минцифры, Минпромторг и Роспотребнадзор, с требованием подготовить проект и представить результаты до 24 июля.

По информации «Ведомостей», проект не будет касаться продажи табака и алкоголя на начальном этапе. Тем не менее, с помощью биометрической идентификации покупатели смогут легально приобретать такие товары, как энергетики и пиротехника, а в будущем, возможно, к проекту присоединятся и продажа спиртного.

Вице-премьер подчеркнул, что использование биометрии для подтверждения возраста не подразумевает передачу личных данных сторонним организациям, а осуществляется через Единую биометрическую систему (ЕБС). На конец июня 2025 года в ЕБС зарегистрировано более 119 миллионов биометрических профилей.

Технология уже активно внедряется: в третьем квартале 2025 года она будет интегрирована в вендинговые аппараты, а во втором полугодии — в кассы самообслуживания. Проверка возраста станет возможной как на этапе покупки, так и при получении товара, что позволит значительно улучшить контроль за продажами товаров с возрастными ограничениями.

Ведущие игроки рынка, такие как «Яндекс Маркет» и Wildberries, уже проявили интерес к участию в пилотном проекте. Wildberries отметила, что считает биометрию полезной для контроля продаж алкоголя и табака, но избыточной для других товаров с возрастными ограничениями.